10 бесценных правил жизни от арабских мудрецов

Философия разных времён оставила грядущим поколениям пищу для ума и огромное количество цитат, каждую из которых можно использовать как краткое руководство к действию в той или иной ситуации. В свою очередь восточная мудрость отличается от прочих своей тонкостью и глубиной, изучать и познавать её можно годами. Ниже представлены десять советов арабских мудрецов, которые помогут разобраться в некоторых аспектах жизни.

Если друг мой дружит с моим врагом, то мне не следует водиться с другом.

«Остерегайся сахара, который смешан с ядом, берегись мухи, которая сидела на дохлой змее» – писал Авиценна, врач и философ из Персии, живший в XI веке. Совет заключается в том, чтобы присматриваться к людям и не заострять внимание на «сахаре», а уметь рассмотреть в нём ещё и «яд», который зачастую глубоко спрятан, – это поможет отделить друзей от врагов.

Терпение означает удержание души от жалобы иному, кроме Бога.

Так писал Ибн Араби, философ и богослов XII века. По его мнению, позволить себе жаловаться можно только в молитве, в минуты особых тягот. В остальное же время следует терпеть и жить, не распыляясь на жалобы и слёзы.

Картинки по запросу "арабы""

Невежда считает, что весь мир создан только ради него… Когда же вдруг с ним случается нечто противоположное его ожиданиям, он приходит к заключению, будто весь этот мир преисполнен зла.

Об этом писал в XII веке Маймонид, философ и врач. Не стоит считать, что весь мир настроен против вас и вставляет вам палки в колёса, если что-то однажды случилось не совсем так, как вы хотели. Стоит задуматься о правильности своих действий, а не искать причину неудач в других.

Существует пять шагов, чтобы достичь мудрости. Первый шаг – это тишина, второй – способность слышать. Третий шаг – запомнить то, что услышал, четвёртый шаг – это практика, а пятый – знания, разделённые с другими.

Главная цель каждого мудреца, по мнению философа Ибна Габриоля, это не унести с собой в могилу все свои накопленные знания, а поделиться ими с другими, чтобы они помогли будущим поколениям, а не канули в лету. (XI век)

Путь человека постигает тот, кто сущность пса в себе убьёт.

Аль-Фараби, мудрец IX века, призывал отказаться от первобытных инстинктов и бездуховной жизни с одной лишь целью удовлетворения потребностей, подобно животным. Человек начинается там, где зарождаются более высокие мысли, чем мысли о том, что употребить в пищу.

Любимое сегодня может стать ненавистным завтра, и ненавистное сегодня может стать любимым завтра.

Фраза о том, что от любви до ненависти всего лишь шаг, не так молода, как многие думают, она проверена многими столетиями. Ещё в XIII веке об этом написал Ибн Каййим аль-Джаузийя, один из толкователей Корана.

Не борись со злом силами зла, борись с ним с помощью добра.

Сулейман аль-Хаким в XI веке писал, что ни на одно зло не стоит отвечать злом, как бы горько и обидно не было, сколько бы боли оно не принесло. Ответить на зло злом – это продолжить круговорот зла, позволить ему победить, позволить ему управлять эмоциями, это не стоит свеч. Ответив на зло добром, можно завершить поток зла и дать обидчику понять, что не всё в мире решается лишь злом, сила – в доброте.

Картинки по запросу "арабы""

Кто думает, что погасит свои желания, удовлетворив их, сродни безумцу, который стремиться погасить пожар соломой.

Персидская мудрость неизвестного автора, но дошедшая до наших дней гласит, что если жить, потакая лишь своим желаниям, можно обнаружить, что они вовсе не заканчиваются, как думалось изначально, а только нарастают, меняют свою форму и становятся более изощрёнными – для их удовлетворения нужно больше сил и средств. Поэтому нужно жить, делая не только то, что хочется, чтобы не превратиться в бездушную машину по исполнению лишь собственных бесконечных желаний.

Глупцы замечают только промахи людей, не обращая внимание на их достоинства. Они подобны мухам, которые норовят сесть только на воспалённую часть тела.

Абу-ль-Фарадж бин Харун, сирийский церковный деятель XIII века, писал, что не стоит обращать внимания на человека, который в каждом видит только негативные черты, стремится указать на чужие ошибки и прилюдно высмеивает их. Этот человек всего лишь ограничен умом, но он знает, куда ударить, чтобы принести другому человеку боль. Не нужно принимать такие высказывания близко к сердцу, и они очень скоро прекратятся, как жужжание надоедливой мухи.

Дом не там, где вы родились, а там, где прекратили ваши попытки к бегству.

Нагиб Махфуз, являясь современным писателем XX века, высказал мысль, достойную философов древности: гармония – одно из главных стремлений человека, и когда она обретена, можно считать, что человек обрёл свой дом, к которому долгое время шёл.

Такова лишь малая часть арабской мудрости, дошедшей до нас из глубин прошлого.

Оцените статью
( 3 оценки, среднее 5 из 5 )