Если вы когда-нибудь бродили по кладбищу, то наверняка встречали какие-то непонятные обозначения на могильных плитах. Здесь мы рассмотрим некоторые из них и расскажем, что они обозначают.
За тысячелетия развития европейской культуры похоронная традиция объединила множество культурных и религиозных традиций со всей их символикой. Хотя многие из этих образов и символов имеют очень простое значение, понять его не всегда просто. Мы не знаем точно, что вкладывали наши предки, нанося такие изображения, возможно, что они просто считали их красивыми. Но чаще всего они несут вполне определенный смысл.
Альфа и Омега
Альфа — первая буква греческого алфавита, а Омега — последняя. Объединение этих букв в одном символе обозначает Бога, а также начало и конец, объединенные в бесконечность. В этом понимании сивол Альфы и Омеги обозначали бесконечность ещё до христианства.
Якорь
Якорь со времен античности был символом безопасности, а с приходом христианства стал символом надежды и стойкости.
Некоторые ученые утверждают, что якорь во времена раннего христианства использовался как замаскированный крест.
Ещё одно значение — это образ мореплавания. В такой трактовке якорь может быть нанесен на могилу моряка, либо как дань уважения Святому Николаю, покровителю мореплавателей.
Якорь с разорванной цепью означает прекращение жизни.
Ангел
Ангелы на кладбищенских плитах — символ духовности. Они выступают как защитники захоронения, а также как посланники между Богом и человеком.
Ангел может быть изображен в разных позах, каждая из которых имеет собственное значение. Считается, что ангел с распростертыми крыльями означает полет души на небеса. В некоторых случаях ангелы несут умерших на руках, сопровождая и защищая душу на её пути. Плачущий ангел символизирует скорбь и горе, особенно оплакивая безвременную смерть. Ангел, дующий в трубу, предвещает Судный день. По некоторым атрибутам в руках изображенных ангелов можно определить конкретных ангелов, например, Михаила с мечом или Гавриила с рогом.
Книга
Книга, изображенная на кладбище, может иметь несколько разных значений и нести разные смыслы. Часто в такой образ вкладывают образ книги жизни или Библии.
На могильной плите изображение книги может означать учение, ученого, молитву, память, или отображать род деятельности усопшего.
Свитки в таком контексте чаще обозначают евангелистов.
Такие памятники на могилу часто встречаются и на современных российских кладбищах. Делают их чаще всего из гранита или мрамора.
Каллы и лилии
Эти цветы, изображенные на надгробии, также могут трактоваться по-разному. И каллы, и лилии обозначают чистоту, величественную красоту, в некоторых случаях они обозначают брак или образ воскресения.
Кельтский крест
Этот образ нечасто встречается на российских кладбищах, хотя на севере России его можно встретить на старых русских погостах. Крест внутри круга обозначает вечность. В некоторых же случаях это просто символ принадлежности к Ирландии и кельтским традициям.
Сломанная колонна
Сломанная колонна в качестве надгробия символизирует прерванную жизнь. Такой памятник выбирают для людей, умерших молодыми, в расцвете сил, до достижения старости. Некоторые сломанные столбы могут быть результатом деятельности вандалов или в результате повреждений по другим причинам, но часто надгробию придают такую форму намеренно.
Голубка
Голубь, изображенный на христианских и еврейских кладбищах, символизирует воскресение, невинность и мир.
Восходящий, взлетающий голубь, означает странствие души на небеса. Нисходящий, слетающий вниз — уверенность в безопасном переходе. Голубь, лежащий мертвым, означает преждевременную смерть. Если голубь держит оливковую ветвь, это символизирует, что душа достигла упокоения на небесах.
Урна с драпировкой
После символа креста изображение урны на европейских кладбищах — один из самых часто встречающихся образов. Урна обозначает бессмертие.
Кремация была самой распространенной формой подготовки умершего к погребению. В некоторые периоды, особенно в эпоху античности, кремация встречалаась намного чаще обычного погребения. Форма контейнера, в который помещался пепел, могла быть самой разной, от простой коробки до мраморной вазы. независимо, какой формы был этот сосуд, он назывался «урна», от латинского uro, «сжигать».
Поскольку захоронение в земле стало более распространенной практикой, урна продолжала быть символом смерти и праха, в который обратится тело, когда дух умершего будет пребывать с Богом.
Ткань, драпирующая урну, символически охраняла пепел. Драпировка обозначает также, что душа покинула окутанное тело для своего путешествия на небеса.
Указующий перст
Рука с вытянутым указательным пальцем, направленным вверх, символизирует веру в Бога, тогда как палец, направленный вниз, представляет Бога, призывающего человека.
руки, изображенные на надгробиях, представляют отношения умершего с другими людьми и Богом. Как правило, на мемориалах изображают руки во время благословения, сжимания, указания и молитвенно сложенные.
Подкова
Подкова может изображаться в двух значениях. С одной стороны, она символизирует защиту от зла. А может просто означать, что здесь захоронен человек, чья профессия и жизнь были тесно связаны с лошадьми.
Плющ
Говорят, что плющ, вырезанный на памятнике, символизирует дружбу, верность и бессмертие.
Выносливый и вечнозеленый плющ с древних времен был метафорой стойкости и возрождения. Попробуйте выкопать его у себя на даче, вы поймете, насколько это сложно.
Лавровый венок
Изображение лавра, в том числе в виде венка, часто встречается на кладбищенских плитах и памятниках. Он может означать победу, вечность, благородство.
Лев
Лев на кладбище выступает в качестве стража, защищая могилу от нежеланных гостей и сил зла. Символизирует мужество и отвагу усопших.
Львов изображают сидящими на сводах и могилах, следящими за местом последнего упокоения усопшего.
Дубовые листья и желуди
Могучий дуб в европейской традиции представляет силу, честь и стойкость. Чаще всего используется изображения листьев и желудей.
Спящий ребенок
Со времен викторианской Англии этот образ стал символом смерти. Как можно предположить, устанавливается такая скульптура на могиле ребенка.
Фигуры спящих детей часто изображают с небольшим количеством одежды. Это означает, что усопшему нечего было скрывать и прятать.